Глава 1
«Вера в бессмертие родилась из жажды ненасытных людей, безрассудно пользующихся временем, которое природа отпустила нам. Но мудрый найдёт это
время достаточным, чтобы обойти весь круг достижимых наслаждений, а когда наступит пора смерти – насыщенному отойти от стола жизни, освобождая место другим
гостям. Для мудрого достаточно одной человеческой жизни, а глупый не будет знать, что ему делать и с вечностью» – утверждал Эпикур. Так ли это?
Слово и понятие смерть на земле в первый раз явилось в раю из уст Самого Бога, сказавшего нашим прародителям: «смертью умрёте если вкусите».
Все богословы согласны, что первый человек – высшее существо, подобие ангелам и даже подобие Божие. И если человек поставлен царём всего
видимого, значит он составлял венец творения Божия.
Нынешний нравственный упадок, нравственный пессимистический прогресс или регресс есть следствие греха прародителей. С падением Адама явилась на
земле смерть и души, и тела. С той поры всё человечество знает две истины: первую, что умрём, а другую – неизвестно когда. Заповедано Богом, чтобы всякому
человеку на каждый час быть готовому к смерти. Действие таинства смерти одинаково для праведника и грешника, однако, смерть первого красна, а второго –
люта. По учению нашей православной Церкви, «смерть есть разлучение души от тела», после чего душа остаётся одна с собою, а тело предаётся земле и там
разлагается на свои составные части (элементы). Эта последняя участь человека на земле – смерть, о которой св.Писание свидетельствует так: «и возвратится
прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его». Смерть неизбежна всем и каждому. Говорится: «Кто из людей жил – и не видел смерти?»,
«человекам положено однажды умереть», «в Адаме все умирают». Смерть приходит к человеку тогда, когда он достиг предела жизни, какой предопределён ему
праведным судом Божьим для совершения дела, ему предназначенного, предел, в котором предусмотрено всё, что полезно человеку; следовательно смерть полезна
человеку. И нам заповедано за всё благодарить промыслителя Бога; следовательно: слава Тебе Боже, строившему всё для пользы нашей.
Душе от Бога назначается пройти три состояния, составляющие её вечную жизнь: в утробе матери, на земле и за гробом. Чему же после того ужасаться, когда
во всём воля Божья, а мы Господни? Мы не готовились к первому рождению на земле и ничего не помним о нашем первом состоянии; будем же теперь готовиться ко
второму рождению, в загробную жизнь и вечную. Мы имеем руководства, как готовиться, и знаем уже, что будет за гробом. Знаем и сказанное Златоустом: «Мы же,
благодатью Божьей увидевшие безвестные и тайные премудрости Его, и почитающие смерть переселением, не должны трепетать, но радоваться и благодушествовать.
Потому что оставляем тленную жизнь и переходим к жизни иной, нескончаемой и несравненно лучшей».
Своеволие, непослушание было причиною смерти души. Прерванное общение души с Богом и составляет для неё смерть. Ева вступила в союз с дьяволом и
любовь к вечности заменилась любовью к вещественному, временному, душа изменила себе. Она вся в больном состоянии и любит, и привязана к тому, что не
соответствует её природе. Но наказание, когда оно справедливо, в конечном счёте – добро, пресечение зла; так для человека благотворна и смерть.
Желание Бога – вечное блаженство человека, чему доказательством служит сама природа человека, постоянно желающая и стремящаяся только к приятному
в жизни, и ненавидящая и постоянно желающая уклониться от всего неприятного, от смерти. Человек изначально сотворён бессмертным и телом и душой, но после
падения человека смерть была необходима как средство для удержания зла от дальнейшего распространения, чтобы с бессмертием человека и аду не сделаться
вечным. С этой целью и запрещено было Адаму после его греха вкушать плод древа жизни.
Теперь, когда держава смерти разрушена крестною смертью Христа Спасителя, верующие в Него искуплены и оправданы от первородного греха. Корень зла в
природе человека заключается в самом плотском зачатии, а следовательно в том союзе, который связывает тело с душой. Он и истреблён может быть не иначе как
с разрывом этого союза. Отсюда вывод: сколько бы ни очищал себя человек на земле, и как бы ни совершенствовал себя в святости, не может полностью истребить
в себе корень зла и достигнуть такого состояния, чтобы не тяготиться телом.
(продолжение следует) |