Глава 1
Шумную известность учение Франкфуртской школы получило благодаря студенческим бунтам, всколыхнувшим в 60-70-х годах 20-го столетия весь западный мир.
«Новая левая» студенческая молодёжь приняла это учение за самую непримиримую к миру лжи и насилия философию наших дней, провозгласившую «великий отказ» от современной цивилизации, лозунг прорыва «одномерного» горизонта современного общества.
Но франкфуртские теоретики претендуют на нечто большее, чем быть выразителями идей и иллюзий бунтующей молодёжи; их главная цель – создание «критической теории» всего современного общества, а также утопии революционного перехода к качественно иной социальной организации и культуре. Их цель – найти такую точку зрения, которая возвысила бы над скукой и тоской обыденной жизни, над ограниченным мещанским рассудком, т.к. и, действительно, любая великая революция немыслима без взрыва высокой страсти, без очищения духовной атмосферы общества. Но в силах ли Франкфуртская школа способствовать возникновению такой атмосферы?
В первый период существования Франкфуртской школы ( с начала 30-х годов до разгрома фашизма) её теоретики испытывали интерес к марксизму, надеясь на пролетариат, как на единственную реальную силу против «коричневой чумы», догадываясь, что только в союзе с пролетариатом можно помешать наступлению фашизма, несущего с собой гибель демократии и культуры. Школа выражала настроения наибалее близких пролетариату слоёв мелкой буржуазии и интеллигенции, симпатизирующих молодому Советскому государству.
В июне 1924 года состоялось официальное открытие Института социальных исследований, который первоначально хотели назвать Институтом марксизма. Он имел связь с московским Институтом Маркса и Энгельса, а директор последнего, Рязанов, приезжал во Франкфурт-на-Майн. Под крышей Института социальных исследований начинал работать Рихард Зорге, но и некий Гумперц, впоследствии активный антимарксист и антикоммунист.
После захвата Гитлером власти, Институт переехал во Францию.
Программное заявление Франкфуртской школы тех лет гласит, что цель её – конкретное и комплексное изучение буржуазного общества.
Понимая всякую идеологию как «ложное сознание», Франкфуртская школа истинной теорией признаёт только ту, которая представляет собой тотальную критику всего существующего.
Таким образом, для теоретиков Франкфуртской школы 30-х годов было характерно противоречие между симпатией к марксизму и их действительным мировоззрением с его упором на иррациональную активность и изгнанием объективной истины.
В середине 40-х годов Франкфуртская школа, перебравшаяся в США, вступила в следующий этап своего развития: «разочарование» в пролетариате, социализме, враждебное отношение к марксизму, утрата веры в «утопию» Маркса. Франкфуртские теоретики пришли к выводу, что общественный прогресс есть прогресс безумия и зла, порождённый разумом.
Лозунг о неизбежной смерти искусства обосновывается авангардистами посредством вульгаризации марксисткой теории отражения (тезис Маркса: явление
распада современного искусства – отражение общего кризиса буржуазного общества). Поскольку современный мир катастрофичен, постольку искусство своим
распадом должно отражать всеобщий распад – таков лейтмотив апологетов модернизма. Принципиальный отказ от прекрасного авангардисты мотивируют тем, что в
современной действительности нет никаких реальных надежд на освобождение человечества, что она (действительность) – совершенно ложна.
(продолжение следует) |